Победа – это исходя из определения В. Даля то, что происходит после беды. Победа в военном сражении, в соревновании…. То есть всегда победе предшествует какое-то серьёзное испытание.
Ситуация конкурсов, соревнований стрессовая сама по себе, схожа с ситуацией экзаменов, но усугубляется к тому же незнакомой обстановкой, ограниченностью времени, ответственностью, который несёт ребёнок, и не только за себя, но и за школу.
Как известно, разные дети обладают разной стрессоустойчивостью. Она зависит от психофизиологических особенностей (темперамента ребенка, каналов восприятия, работы полушарий головного мозга и т.д.), особенностей протекания психических процессов, особенностей его характера и т.д.
Канадский физиолог Г. Селье, впервые выделивший понятие стресса в отдельную категорию, выделял несколько типов реакции человека на стресс:
- Напряженный тип. В стрессовой ситуации сковывается, кусает губы, сжимает руки. Может проявляться импульсивность и напряжённость действий.
- Трусливый тип. В стрессовой ситуации впадает в панику. Испытывает сильное чувство страха. Как защитная реакция - пытается спрятаться, полностью «уйти в себя», закрывает глаза, затаивает дыхание.
- Тормозной тип. Проявляет заторможенность действий. Движения замедляются, реакции притупляются. Человек как бы находится в ситуации «замедленной съемки».
- Агрессивный тип. Человек теряет контроль над собой. Проявляет агрессию, «нападая» на всех и всё.
- Прогрессивный тип. В стрессовой ситуации улучшаются показатели деятельности. Появляется «боевой задор», человек обнаруживает минимальную затрату сил при выполнении работы. Стресс становится активизирующим толчком для мобилизации скрытой эмоциональной силы и творческого подъема.
В зависимости от сущности имеющихся у детей затруднений психологом М. Чибисовой выделяются следующие “группы риска” детей, принимающих участие в конкурсах, соревнованиях:
- Правополушарные дети (леворукие)
- Синтетики – люди у которых в процессе мышления из частей складывается целое – новое и оригинальное (творческое мышление)
- Тревожные дети –повышенная тревога, беспокойство, волнение
- Неуверенные дети
- Дети, испытывающие недостаток произвольности и самоорганизации (не могут долго сидеть на одном месте, сконцентрировать внимание, самостоятельно организовать свою работу)
- “Перфекционисты” (люди, стремящиеся к достижению высокого результата) и отличники
- Астеничные дети - дети с повышенной умственной утомляемостью (физически могут быть вполне нормальными, а устают при интеллектуальной деятельности)
- Гипертимные дети (постоянное повышенное настроение и жизненный тонус, неудержимая активность, жажда общения, любят разбрасываться и не доводить начатое дело до конца)
- “Застревающие” дети (низкая подвижность, неустойчивость внимания, мышления, медлительность в деятельности, нельзя торопить)
- Аудиалы и кинестетики
Ещё готовясь к конкурсным испытаниям, дети уже испытывают страх, волнение, беспокойство и, приходя на конкурс, их волнение может усилиться.
Чего же боится ребёнок? Он боится не выполнить задания, проигрыша, не оправдать надежд родителей, учителя, быть хуже других.
Как подготовиться к выступлению на конкурсе?
Успех выступления во многом зависит от психологической подготовки. Существует множество способов психологической поддержки ребёнка. Вот некоторые из них:
1.Выражайте готовность помочь и помогайте при подготовке к конкурсу. Чем лучше подготовка к конкурсу, тем меньше страх.
Ребёнку необходимо хорошо отдохнуть и выспаться перед конкурсом. Хорошо, если в семье есть заведённый режим дня.
Как бы обыденно это не звучало, но зачастую нервозность, страх и волнение вызваны именно тем, что мы плохо отдохнули перед предстоящими конкурсными испытаниями.
2.Если у ребенка есть талисман, можно придумать ритуал, который придаст ребёнку силы, уверенность, спокойствие перед предстоящим конкурсным выступлением. Необходимо создать ребёнку позитивный эмоциональный настрой.
Во-первых, не показывайте ребёнку своего волнения и переживаний, негативных эмоций. Излишни будут одёргивания ребёнка, негативные высказывания. Дети очень чутко чувствуют все переживания близких людей, и им передаётся ваше волнение. Они поймут эмоциональное состояние, даже если им скажешь, что все хорошо. Поэтому необходимо говорить только позитивные слова: «Какой красивый класс! Как ты хорошо выглядишь! Какие собрались прекрасные ребята! Какие хорошие члены жюри!» И т.д. И при этом самим быть как можно спокойнее и увереннее.
Если вы находитесь рядом, то можете сообщать уверенность и передавать позитивные эмоции при помощи взгляда - глаза-в-глаза, поддерживающих жестов. Но если сами волнуетесь, лучше не находиться рядом с ребёнком во время конкурсных испытаний.
Во-вторых, старайтесь выражать уверенность в силах ребёнка: «Я верю, что ты сможешь победить, если захочешь. Я знаю, что трудно бывает, но ты справишься, я тебе помогу, я буду рядом и вместе мы справимся». Особенно важна поддержка для детей, принадлежащих к группе риска, о которых мы говорили. Им особенно важны слова одобрения, поглаживания, вселяющие уверенность действия.
3.Оказывайте ребёнку внимание перед выступлением: интересуйтесь его настроением, самочувствием, эмоциями, проявляйте заботу о его нуждах. Пытайтесь отзеркаливать эмоции ребёнка.
4.Поможет снизить страх и тревогу обучение ребёнка приёмам саморегуляции, управления психофизическим состоянием.
Некоторые простые упражнения:
- Используйте установки самовнушения, повторяя про себя:
"Я отлично подготовился – я буду стремиться к победе!"
«Я буду спокоен, уверен в себе и внимателен и добьюсь успеха!»
Найдите вместе с ребёнком его формулу самовнушения, которая позволит ему настроиться на хороший результат.
Попросить ребёнка написать (проговорить) четыре запугивающих предложения, а затем заменить их на четыре предложения- внушения.
Например:
“Я не смогу, это слишком сложно”, заменяем на:
«Я попробую это сделать, у меня всё получится».
“Я боюсь, что не отвечу на многие вопросы” на:
«Я буду пытаться отвечать на все вопросы и у меня должно всё получиться».
Помним, что частичку «не» лучше вообще не употреблять в общении с детьми.
- Попросите ребёнка нарисовать свои эмоции. Можно просто дать задание выбрать любой цвет карандаша, соответствующий эмоциональному состоянию, и делать свободные движения им по листу бумаги. Затем можно попросить нарисовать что-то позитивное. Можно также попросить ребёнка изобразить страх и организовать небольшую беседу по нарисованному рисунку.
- Написать на бумаге вознаграждение себе за любой достигнутый результат (например: «если я буду в середине, то….», «Если я буду в тройке…» и т.д.)
-Спросите ребёнка, чего он боится? Предоставьте ему возможность ответить на этот вопрос. Осознание страха – первый путь к борьбе с ним. Попросите представить самый страшный вариант исхода конкурса. Ребёнок поймёт, что страх не реальный, а больше надуманный и вымышленный, и бояться по сути дела некого и нечего.
Попробуйте вместе с ребёнком объяснить и разобрать фразу «Смелый тот, кто боится».
- Расскажите о своём опыте участия в конкурсе, соревновании, говорите о своих ощущениях и о способах справиться с волнением.
- Хорошо может помочь такое дыхательное упражнение, как «Дыхание квадратом»: сделайте вдох через нос на счёт один, два, три, четыре, выдержите паузу на 4 счёта, выдохните через нос на счёт один, два, три, четыре и снова выдержите паузу на 4 счёта. Просто даже глубокое и медленное дыхание помогает в стрессовой ситуации.
- Физические упражнения помогут ребёнку сбросить напряжение:
1) Энергично помотайте кистями, пошевелите пальцами, разомните ладони. Данная гимнастика помогает снять парализующий эффект волнения.
2) Энергично пройдитесь, помашите руками. Физическая активность способствует снятию нервного напряжения.
3) Подвигайтесь в спокойном ритме. Вытяните руки вверх, не отрывая пяток от пола, потянитесь и бросьте тело вниз, встряхните руками.
А что же делать, если ребёнок проиграл, не вышел на призовые места?
1. Ни в коем случае не ругать ребенка за поражение в конкурсе, не отталкивать от себя. Лучше крепко прижать его к себе, успокоить, выслушать при необходимости, сказать о том, как вы его сильно любите, несмотря ни на что.
2. Не докучайте ребёнка своими нравоучениями, даже если ваш ребенок не выиграл в этот раз. Главным результатом является победа над собой. Всегда помнить, что ни в коем случае нельзя сравнивать ребенка с другими детьми, а желательно отмечать положительные результаты, старания в его собственной деятельности.
3.Формировать у ребенка правильное отношение к конкурсу - сосредотачивать внимание на подготовке и на самой игре, а не на результатах. Конкурс – это как некоторое препятствие, через которое нужно просто перешагнуть и идти дальше, поднявшись на ступеньку выше.
4.Можно попробовать отвлечь ребенка от воспоминаний после неудачного выступления. Поход в кафе, сладкий стол, отдых в форме подвижных игр и т.д. отвлекут от грустных мыслей, улучшат настроение.
Знайте, что лучше не произносить слово «не повезло», «засудили», «не оценили», поскольку ребенок начинает искать причины неудач не в себе, а во внешних обстоятельствах. Ребёнок перестаёт работать над собой, а это – залог дальнейших неудач.
Желательно проанализировать с ребёнком причины неудач, отметить успехи и настроить его на следующее удачное выступление. Выносить уроки из проигрыша, работать над слабыми местами и совершенствовать сильные.